ШКОЛА НАЧИНАЮЩЕГО МЕНЕДЖЕРА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ
1.02.08
|
© Валентин Полуэктов, ИЗБАСС
Каждая массовая акция, проводимая в рамках избирательной кампании, требует тщательного планирования и методической проработки. Важной задачей организаторов акции является подготовка комплекта материалов (документов), обеспечивающих её эффективное проведение. Именно с этого следует начинать планирование любой агитационной программы.
Комплект организационно-методических материалов, подготавливаемых в таких случаях, можно условно разделить на четыре части (группы материалов):
Первая группа - планово-организационные материалы. Сюда входят документы, обосновывающие необходимость проведения акции, с расчетами ее ресурсного обеспечения по времени, людям и материальным ресурсам. Это может быть один документ, условно называющийся «Обеспечение акции», или несколько отдельных документов-справок, в которых приводится расчеты по различным направлениям планирующейся акции. В качестве отдельного документа целесообразно оформлять подробную смету акции. Документы данной группы подготавливаются обычно на стадии проектирования ИК. На их основе принимается решение о включении акции в общий план-график кампании. Если планируемая акция займет по времени неделю и больше, целесообразно составлять под неё свой план-график. План-график и смета подлежат утверждению руководителем ИК.
Вторая группа - инструктивно-методические материалы: Это - памятки и инструкции для организаторов и исполнителей акции. Сюда же входят информационные материалы вспомогательного свойства для исполнителей - справки о партии, о кандидате, о соперниках, о предвыборной ситуации в целом, и т.п. Это своего рода шпаргалки для агитаторов и актива, помогающие им ориентироваться в этой самой предвыборной ситуации. Тираж таких материалов обычно невелик – по числу агитаторов, с небольшим запасом. А их номенклатура зависит от характера акции и колеблется от двух до десятка и более видов материалов. Например, в разработанном Институтом избирательных технологий (директор – Е.Б.Сучков) пакете из десятка методических материалов по программе «Наблюдение за выборами» ровно половина – памятки и инструкции. Для наглядности перечислим их: - Рекомендации по организации наблюдения за выборами (что следует делать заранее, что накануне выборов и что непосредственно в день выборов). - Тактика заинтересованного наблюдения. (фактически - Инструкция для наблюдателей и членов УИК с совещательным голосом). - Инструкция для штабной группы в день голосования. - Памятка для выездных инспекторов избирательного штаба кандидата (определяет порядок действий во время выездов на избирательные участки по кольцевому графику и по нештатным ситуациям). - Памятка для телефонных диспетчеров, обеспечивающих оперативную связь штаба с наблюдателями.
Третья группа – агитационные материалы. Это - в основном, газеты с агитационными материалами, информационные бюллетени, листовки, буклеты, плакаты, рекламно-сувенирная продукция и пр. Разрабатывается всё это для распространения среди избирателей округа. Размеры тиражей обусловлены размерами округа и численностью населения. Способы распространения разные – рассылка, разноска, расклейка.
Четвертая группа – вспомогательные формуляры. Сюда следует отнести бланки кадровых анкет и договоров о сотрудничестве, бланки наказов кандидатам, карты обхода жилого сектора и (или) бланки маршрутных листов, формализованные рабочие тетради агитаторов, ведомости выдачи агитационных материалов, формы бланков и расписок, фиксирующих выдачу денег под отчет, бланки отчетности исполнителей, ведомости расчетов с ними и пр. Номенклатура вспомогательных формуляров зависит от характера проводимой акции. Материалы этой группы обеспечивают четкость выдаваемых исполнителям заданий, упрощают процесс отчетности и контроля в вопросах выполнения задания и расходования средств. О том, насколько важно документально-методическое сопровождение агитационных мероприятий в избирательных кампаниях, каждый из нас наверняка убеждался, организуя, например, сбор подписей в поддержку кандидата или партии. Плохо сделанная инструкция для сборщиков ведет к массовой выбраковке собранных ими подписей. А отсутствие маршрутных заданий для сборщиков приводит к предъявлению в штаб дублирующих подписей. И т.д.
Приведем перечень обеспечивающих организационно-методических материалов, необходимых для проведения трех наиболее распространенных в ИК агитационных программ. Организационно-методические материалы сгруппированы в соответствии с приведенной выше классификацией.
ПРОГРАММА «ОТ ДВЕРИ К ДВЕРИ» (условно – в 2 волны).
Первая группа (планово-организационные материалы):
1. Справка, именуемая «Обеспечение акции», - в ней обозначаются цели и задачи акции, приводятся расчеты по времени и людям – по обеим волнам отдельно. 2. Смета акции (с разбивкой по волнам) и график траншей по её финансированию. 3. Предложения по организации контроля за ходом реализации акции. 4. План-график проведения акции - с учетом тренингов и инструктажей агитаторов, а также промежуточных отчетов агитаторов.
Вторая группа (инструктивно-методические материалы): 1. Методические рекомендации по проведению акции - для организаторов акции. 2. Инструкция для агитаторов. 3. Инструкция для бригадиров агитаторов. 4. Справка о предвыборной ситуации, в которой приведена информации о формате, сроках и порядке выборов, о кандидате и его соперниках, другая необходимая агитаторам информация.
Третья группа (агитационные материалы): Первая волна 1. Основная (программная) листовка с отрывным бланком (талоном) наказов избирателя. 2. Извинительная записка, опускаемая в п/я вместе с не розданными листовками – тем избирателям, с которыми контакт почему-либо не состоялся. 3. Дополнительные материалы: календарик, листовка, буклет, брошюра и др. – при необходимости. Вторая волна 1. Благодарственное письмо потенциальным сторонникам («зацепленным») - возможно в виде листовки или содержащееся в спецвыпуске газеты. 2. Дополнительные агитматериалы: календарик, листовка, буклет, брошюра и др. – при необходимости.
Четвертая группа (вспомогательные формуляры): 1. Бланки маршрутных заданий или реестра обхода квартир для агитаторов. 2. Бланки выдачи агитматериалов. 3. Ведомости на оплату исполнителей.
ПРОГРАММА «ТЕЛЕФОННОЕ ВНЕДРЕНИЕ» (условно – в 2 волны)
Первая группа (планово-организационные материалы): 1. Справка, именуемая «Обеспечение акции», - в ней обозначаются цели и задачи акции, приводятся расчеты по времени и людям – по обеим волнам отдельно. 2. Смета акции (с разбивкой по волнам) и график траншей по её финансированию. 3. Предложения по организации контроля за ходом реализации акции. 4. План-график проведения акции - с учетом тренингов и инструктажей прозвонщиков, а также их промежуточных отчетов.
Вторая группа (инструктивно-методические материалы): 1. Методические рекомендации по проведению акции - для организаторов акции. 2. Инструкции для прозвонщиков первой волны. 3. Опросник первой волны. 4. Инструкции для прозвонщиков второй волны. 5. Опросник второй волны. 6. Справка о предвыборной ситуации, в которой приведена информации о формате, сроках и порядке выборов, о кандидате и его соперниках, другая необходимая прозвонщикам информация. 7. Телефонные карты-задания (выдерки из распечатки телефонной базы).
Третья группа (агитационные материалы) - материалов, раздаваемых избирателям, нет.
Четвертая группа (вспомогательные формуляры материалы): 1. Бланки кодировочной карты. 2. Бланки выдачи прозвонщикам методических и подсобных материалов. 3. Ведомости на оплату прозвонщиков.
АДРЕСНАЯ РАССЫЛКА (условно - в 3 волны)
Первая группа (планово-организационные материалы): 1.Справка, именуемая «Обеспечение акции», - с обозначением целей и задач акции, разбиением её на волны и циклы, расчетами ресурсного обеспечения каждого цикла (люди, время). Каждая волна акции включает 5 циклов: 1. Подготовка базы данных к работе. 2. Подготовка текста и тиража письма. 3. Заполнение адресных и именных реквизитов, упаковка писем. 4. Сортировка писем. 5. Доставка писем по адресам. 2. Смета акции. 3. План-график проведения акции.
Вторая группа (инструктивно-методические материалы): 1. Методические рекомендации по проведению акции - для организаторов акции. 2. Инструкция писарям по заполнению реквизитов письма. 3. Адресная база (распечатка или систематизированные собранные агитаторами наказы, отрывные талоны).
Третья группа (агитационные материалы): 1. Первое письмо. 2. Второе письмо. 3. Третье письмо.
Четвертая группа (вспомогательные формуляры): 1. Конверты. 2. Бланки реестров выдачи-возврата писем и конвертов. 3. Ведомости на оплату исполнителей.
При подготовке всех других агитационных программ оргмассового направления целесообразно придерживаться примерно такой же номенклатуры организационно-методической документации и точно также группировать её по четырем разделам. Предлагаемый стандарт разработки указанной документации, взятый менеджером ИК на вооружение, позволит ему упростить процесс планирования и отчетности по акциям полевого направления.
|
ЭЛЕМЕНТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ КАМПАНИИ
Формализм, без которого не обойтись: разработка документации, обеспечивающей проведение оргмассовой акции
|
: |