ВЫБОРЫ:   

избирательные технологии

PR-фирмы и PR-мены

ИЗБАСС -

интернет-журнал

для тех, кто

делает выборы

 

ПОЛИТТЕЛЕГРАФ: ЧТО?, ГДЕ?, ПОЧЁМ?-ВСЁ О ВЫБОРАХ

....новости....проблемы....позиция....аналитика....новости....проблемы....позиция....аналитика....новости....проблемы....позиция....аналитика....

 

МЕНЮ:

О нас

PR-фирмы и

PR-команды

Они делают выборы:

1000 персоналий

Что, где и почем ?

Политтелеграф

Избирательные

технологии

ИЗБА-Читальня

Обучение

мастерству

Законы: перевод с

думско-тарабарского

Кидалы

Черная книга

"Выборы-2003"

Байки политтехнологов

Обратная связь

 

 

 

ТРЁХМАНДАТНАЯ ОПЕРА

Первый опыт постановки

Андрей ЗАКОЖУРНИКОВ, композитор, автор либретто и исполнитель

 

Летом 2005 г. ИЗБАСС «сосватала» несколько команд, прошедших в свое время обкатку в нашей Школе избирательного мастерства, на многомандатные местные выборы в разные регионы, попросив технологов поделиться в последствии опытом работы в новых условиях.

Однако вслед за этим командам пришлось работать на Единый день выборов и на Украине, и вот только теперь начали поступать обещанные отчеты. Публикуем первый из них - от политтехнолога Андрея Закожурникова (Оренбуржье), сделанный в несколько непривычном музыкально-эпистолярном жанре. Так что - читаем и поём.

 

1 акт. ФАЛЬСТАРТ  ИЛИ ФОРА?

- Кто рано встаёт, тому бог даёт.

И я даже знаю, ч е м  и  к у д а!

Сейчас, когда страна пережила первый мартовский «всеобщий день выборов», фора во времени перестанет быть случайностью, как это получилось у меня.

Выборы должны были быть в декабре 2004 года, но 16 сентября 2004 года их перенесли на год, под раздвинутые до ушей улыбки действующих глав муниципальных образований области.

В этот момент с кампанией Главы города мне было всё ясно. А вот кампания по выборам депутатов городского Совета была почти чистым листом. Ни стратегии, ни тактики, ни связи с кампанией Главы. Хотя схема семи трёхмандатных округов в местной газете уже была опубликована. Была согласована уже и десятка наших депутатов, а остальных предполагалось выбрать из выдвинувшихся…

…Перенесли выборы. Со мной такое было уже дважды. В таких случаях мы, технологи, собираем чемоданы и, ругнувшись сквозь зубы, выбиваем хоть какую-то компенсацию и едем на другие выборы. Фальстарт! Или фора во времени?

И я написал стратегическую концепцию кампании действующего Главы на период до новой даты выборов. Сделав при этом прогнозы поведения конкурентов и прописав методику противодействия им. Презентовав свою стратегическую концепцию команде Главы, получив её одобрение и договорившись о дальнейшем сотрудничестве, уехал. Уже через месяц мои прогнозы стали сбываться.

 

2 акт. МИССИЯ ТЕХНОЛОГА.

- Патриотизм является последним убежищем подонков...

… А знаете, какое у него первое убежище?

- Интернационализм!

Можно долго и красиво рассуждать о том, что у нас в стране нет гражданского общества. Можно искренне бороться за демократию, возмущаться тем, что нас угнетает государство. Можно негодовать на административный ресурс и административный беспредел.

Я знаю, что для такого поведения есть определённые основания. Но!...

Когда само существование государства Россия зависит от повышения показателей рождаемости русского населения, -  проблемы отсутствия гражданского общества, наличия административного ресурса и административного беспредела всё-таки вторичны.

Наш уровень жизни всё равно упадёт - при демократии или при диктатуре, если не будет происходить простого замещения поколений среди русского населения - основы государства Россия. Если структура замещения изменится, то неизбежно сокращение территории России, а это опять таки ведёт к снижению уровня жизни. Поэтому проекты возрождения империи и проекты поощрения миграции я считаю одинаково глупыми, или, вернее, двумя способами экономического самоубийства.

Истина состоит в том, что основной мотив деятельности специалистов по выборам общий – повышение личного уровня жизни, а вот миссия, если такая есть, у каждого своя. Я считаю, что моя миссия - использовать предвыборные кампании для того, чтобы помогать избирателям. С одной стороны - делая реальные дела для избирателей, а с другой - помогая тем кандидатам, кто сможет и будет эти дела делать и после избрания. Если кандидат мне не нравиться, то я найду способ разорвать контракт, хоть это по мнению некоторых и непрофессионально.

Всегда приятно работать за правое дело, когда видишь, что Глава города и его команда - настоящие патриоты, решающие городские проблемы, а не озабоченные откатами чиновники.

Социологию четко обозначила основную проблему города – это чистая вода. Сделав решение этой проблемы центром предвыборной кампании Главы, мы, во-первых, объединили горожан, создав общественное движение «За чистую воду», во-вторых, действительно достигли подвижек в федеральном финансировании строительства станции очистки воды, в-третьих, нашли для наших депутатов, вторую тему предвыборной кампании. Для директора «Водоканала» эта тема естественно, была первой.

За два месяца до выборов, рейтинг движения, которое не выдвигало и не имело право по закону выдвигать кандидатов в депутаты, - достиг в городе 79%, что было больше чем рейтинг всех партий, присутствующих в Государственной Думе.

Кстати, Глава города получил на выборах 16 октября 2005 года почти 80% голосов. И могу с чистой совестью сказать, что победил «чисто», без какого-то ни было черного пиара со своей стороны.

 

3 акт. КАК ВЫБИРАЮТ В ДЕПУТАТЫ ПО ТРЁХМАНДАТНЫМ ОКРУГАМ.

Будущее зависло от меня.

Если говорить о сухом остатке, то использованный мной метод прост: внимательно изучив материалы предыдущих выборов городского Совета, я вычислил образы, в которых шли кандидаты на предыдущих выборах (три пятимандатных) и наложил их на территории новых (семи трёхмандатных). Убедил Главу города, что городской совет надо формировать так, чтоб в каждом округе были люди, которых можно было легко позиционировать в данных образах и совместно с ним расставил наших кандидатов по округам. В результате в городской Совет прошли 20 из 21 наших кандидатов. Прошёл бы и двадцать первый, да вот подвела «подпутинская» руководящая партия, которая не сняла того, кого обещала отозвать за нарушение партийной дисциплины. Он выдвинулся на Главу города, нарушив соглашение о нейтралитете в борьбе за пост Главы.

Как использовать данный метод? Надо найти все материалы прошлой предвыборной кампании (это можно найти в архиве) и попытаться прописать её канву. Для этого надо побеседовать с теми, кто их проводил, т.е. провести так называемые глубинные интервью с экспертами. Мне хватило восьми экспертов.

Я определил:

а) кем позиционировали себя кандидаты в депутаты на выборах 2000 года;

б) как они доносили информацию до избирателей;

в) какие из кандидатов в депутаты работали в округе в одном и том же образе и сколько они отбили голосов друг у друга, выведя отсюда коэффициент эффективности;

г) проблематику округов и лидеров общественного мнения при помощи социологии.

После этого, сложив полученные данные и наложив их на новую карту округов, вывел ёмкость образа на выборах 2000 года. В результате, получилась картинка – табличка, где по всем семи округам стояли проходные образы + поправки на коэффициент эффективности, куда осталось только подставить живых людей.

 

Дополнительные эффекты:

1) Образ «врача-спасителя» имел такую ёмкость, что когда к нашему депутату главврачу горбольницы мужчине «подпутинская» партия подсунула дополнительно  главврача детской поликлиники женщину, они заняли в округе соответственно - первое и второе места. Правда, женщине пришлось поднять женскую тематику.

2) Трёх бизнесменов в другом округе мы развели по разным номинациям образа «человек дела». Одного подавали как государственника, второго - как крупнейшего руководителя, третьего - как бизнесмена нового типа, победителя. При этом первые двое уже были депутатами. Государственник пришёл третьим. Ёмкости образа «человек дела» хватило на всех.

3) Прицепившись к теме «чистой воды», прошёл один не наш депутат.

 

По настоянию Главы города мы не допустили ни в одном из округов, чтобы команды наших кандидатов состояли только из бюджетников. В каждом было от одного до трёх руководителей предприятий, способных частично самим решить проблемы избирателей округа. В двух округах, где мы выставляли больше трёх своих кандидатов, мы не проводили совместных встреч кандидатов в депутаты и Главы, давая возможность последнему сосредотачиваться на своей кампании. Правда, приходилось, более тщательно готовить к выступлениям самих кандидатов. Везде, кроме одного округа, выпускались «трехмордники» движения «За чистую воду!», что, на наш взгляд, несло мобилизирующий фактор для избирателей, ждущих скорейшего решения главной проблемы города.

 

В итоге конкуренты-оппозиционеры, опирающаяся на «подпутинскую» партию и ЛДПР, сумели провести лишь одного депутата вместо имевшихся трёх в предыдущем горсовете. При этом из 21 кандидата, поддержанных едросами, прошли только шесть, из них пятеро наших, сумевших просочиться в их партию.

Говорят, что против нас на выборах поработали «соколы Жириновского», но сам я их не видел. Если они и были, то сработали скорее, как курицы, а не соколы, потому что кроме бутылки с зажигательной смесью в окно второго этажа особняка, где живёт лидер местного ЛДПР, выдвигавшийся и в Главы, и в депутаты горсовета, они ничего не придумали.

 

 

ФИНАЛЬНАЯ АРИЯ.

Экономия должна быть экономной.

На выборах по трёхмандатным округам я работал впервые. Говорить об обобщении опыта в этом случае несерьезно. Тем более что на фоне ведомой нами кампании Главы города это была кампания второго плана. Но можно сказать определенно, что наши усилия по сшивке кампаний позволили сэкономить примерно 30% первоначального бюджета. Можно было бы больше? Наверное, но когда экономия при сшивке кампаний становится самоцелью, это приводит к проигрышу, мы это проходили на примере кампании СПС 2003 года.

Поэтому: экономия должна быть экономной.

 

Любая избирательная кампания - товар штучный. Меня самого смущают люди, которые считают, что для выигрыш можно обеспечить набором определённых оргмероприятий. Конечно можно, если никто больше кампании в этом округе не ведёт. Выдвинулись и ждут, пока ты выборы у них выиграешь. Или у тебя полный карт-бланш на любые ресурсы и избирательный фонд не ограничен.

Наверное, коллеги, работающие в парадигме проектирования кампания по Малкину-Сучкову, понимают о чем я говорю, уповая на сшивку кампаний, понятия образа, антиобраза и др. Если кто-нибудь делал что-то подобное тому, что описал я, то хотелось бы прочитать об этом, анализируя чужой опыт в сравнительном ключе. Если же кто-то имеет интересные разработки другого типа, тоже интересно узнать об этом.

С уважением,

Андрей Закожурников 

 

 

МНОГОМАНДАТНЫЕ ВЫБОРЫ

24.03.06

 

ВЫБОРЫ МЕЛКИЕ.

А ПРОБЛЕМЫ?

 

Техника работы на многомандатных выборах во многом еще не освоена – непривычное это дело для нашего брата-политтехнолога.

Будем осваивать...

 

 

НАВЕРХ

3d_basic_email.gif :

 В ПОЛИТТЕЛЕГРАФ