ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: НЕСУРАЗИЦЫ, ТРАКТОВКИ, КОММЕНТАРИИ,
24.11.04
Обновлено 16.03.10
|
Несуразиц в избирательном законодательстве РФ о выборах хоть отбавляй. Одной из очевидных является запретительная норма в п. 9 ст. 48 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав…», основная мысль которой сформулирована следующим образом: «Использование в агитационных материалах кандидата, избирательного объединения изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении возможно только с письменного согласия данного физического лица». История возникновения нормы такова. Отечественная избирательная практика довольно часто грешила одурачиванием избирателей с помощью технологии «прилипал». Другое название технологии - «дружбанство со слоном». На сленге политтехнологов «слон» (иногда его еще называют ЛОМ - аббревиатура от «лидер общественного мнения») - это почитаемый в народе человек, факт дружбы с которым сам по себе способен принести кандидату-прилипале дополнительные голоса избирателей. Не говоря уже о прямой публичной поддержке со стороны «слона». Так вот, попав как-то случайно в кадр с популярным человеком, а то и вообще используя фотомонтаж, «прилипала» подает эти кадры как доказательство своей дружбы со «слоном». Вплоть до дружбы домами. То и дело в период избирательных кампаний у Путина, Примакова, Лужкова, батьки Кондрата на Кубани, а также у Пугачевой, Розенбаума, и даже у Солженицына с Высоцким появлялись многочисленные новоявленные дружбаны, которые с охотой делились своими публичными воспоминаниями о совместно проведенных днях. Нередко этот мошеннический трюк срабатывал, избиратели отдавали свои голоса дружбанам, и те вальяжно устраивались во властных креслах. А часто совместной фотографии и не требовалось. В печати просто появлялась фотография «слона», взятая из газеты или Интернета, а под ней, за липовой подписью популярного человека, публиковался текст в поддержку прилипалы. Своей наглостью кандидаты-проходимцы достали, наконец, общественность, и с подачи Центризбиркома думцы, не долго думая, приняли указанную выше запретительную норму. Увы, вышло нездóрово – вместе с водой выплеснули ребенка. Хотели дать по рукам проходимцам, а в накладе оказались в основном законопослушные кандидаты, отнюдь не претендующие на дружбанство с Путиным, Лужковым и прочими именитыми «слонами». Риск подорваться на мине, заложенной в п.9 ст.48 Закона «Об основных гарантиях…» коснулся буквально каждого кандидата, создав ненужные сложности при изготовлении и использовании совершенно безобидных АПМ. Вообще, норма получилась просто дебильной. Согласно ей, если кандидат, не дай Бог, поместил в своей листовке совместное фото с родной бабушкой, он непременно должен был представить в избирком письменное согласие бабули. Если он вздумал сфотографироваться на свадьбе или митинге, ему предстояло получить автографы у всей тусовки! Даже у годовалого сынишки, в принципе, надо было испрашивать письменное согласие на размещение фото в агитационных целях!!! Несмотря на то, что эта дебильная норма выставляла высший орган законодательной власти России на всеобщее посмешище, она просуществовала несколько лет, прежде чем её, наконец, подредактировали. В новой редакции Закона (от 26.04.2007) несчастных кандидатов освободили от необходимости представлять в избирком письменное согласие на совместное фото от близких родственников, а также от «неопределенного круга лиц» (типа участников свадеб, митингов и пр.). Конечно, можно сказать думцам спасибо и на этом, однако… Однако дебильности у нормы поубавилось совсем немного. Если бы речь шла о получении согласия именно от «слонов» на размещение их фото в АПМ – кто бы спорил с целесообразностью таких VIP-автографов. Но кандидатам приходится визировать фото чёрти у кого. Скажем, фото в предвыборной газете: баллотирующийся в депутаты сотрудник милиции проводит профилактическую беседу с группой местных забулдыг. Снимок нужный, «работающий». А вот кому и зачем нужны визы запечатленной на снимке шалупони? Да и не шалупони тоже. Кандидат на фото беседует с нормальной пожилой парой. Зачем беспокоить их нелепой просьбой о визировании фото? Зачем удивлять поживших и много повидавших на своём веку людей идиотизмом думцев? Или такая ситуация. Представьте, что кандидат, имеющий несчастье быть главврачом в психбольнице, вздумал сфотографироваться в рабочей обстановке. Тут нет «неопределенного круга лиц», тут есть два-три вполне определенных пациента. У кого ему брать согласие на совместное фото? У психов?! Зачем?! Очевидный правовой тупик! За то, что кандидат-врач не взял справки у психа, его могут снять с дистанции, и формально будут правы. А если бумажку у психа он всё же подписал – могут привлечь к уголовной ответственности за использование беспомощного состояния пациента для обделывания своих делишек. И тоже будут правы. А как быть в ситуации, когда кандидат вздумал опубликовать критическую статью о сопернике, подкрепив её фактурными иллюстрациями с изображением критикуемого? Что же получается: надо идти к непримиримому конкуренту и спрашивать: Василь Васильич, а не согласишься ли ты, дорогой, покрасоваться в моей газете на фоне своей виллы, построенной на уворованные бюджетные деньги? Не кретинизм ли вообще подобная постановка вопроса, вытекающая из законодательной нормы о выборах? П.9 ст.48 Закона «Об основных гарантиях…» с самого начала был сконструирован крайне неудачно. Тем не менее, требование о «фотовизировании» было впрессовано там, через запятую, в одну конструкцию с запретом несанкционированных чужих положительных высказываний о кандидате. С трудом, но всё же можно было понять, что речь идет о получении визы от значимых людей, мнение которых способно повлиять на электорат. А не от кого ни пóпадя. После неоднократной коррективровки нормы испарился её изначальный смысл, стало не понятно, зачем она вообще присутствует в законе? какую роль выполняет? Как то уже забылось, что норма предназначалась исключительно для того, чтобы защитить избирателей от обманной технологии проходимцев, рвущихся во власть. Чтобы кандидаты-прилипалы не могли предъявлять электорату липовые рекомендации и положительные высказывания, сотворенные от имени уважаемых людей. Чтобы прилипалы не могли использовать фото «слонов» в своих шкурных целях. А совсем не для того, чтобы законопослушный кандидат слетал с дистанции за безобидное фото, на котором рядом с ним случайно оказались две неизвестные никому старушки. Совершенно очевидно, что «фотовизирование без разбору» как правовую несуразность надо устранять из избирательного законодательства. И вводить вместо этого для подобных случаев запрет на преднамеренное введение избирателей в заблуждение (фотомонтаж, ссылка на несуществующую поддержку и пр.) – со строгой санкцией в виде снятия с дистанции. Прописать такую норму нетрудно.
© - Владимир Купол, Валентин Полуэктов. ИЗБАСС. Ссылка при цитировании обязательна.
|
Несмотря на то, что эта дебильная норма выставляла высший орган законодательной власти России на всеобщее посмешище, она просуществовала несколько лет, прежде чем её, наконец, подредактировали… Однако дебильности у нормы поубавилось совсем немного.
Наши законодатели в массе своей люди простые, могли написать и проголосовать и не такое…
Если в Вашей практике случались казусы, связанные с неуклюжестью и противоречиями законодательства о выборах, поделитесь с читателями ИЗБЫ, как вам удалось (если удалось, конечно) выкарабкаться из думско-циковской ловушки.
Давайте вместе учиться обходить подводные камни мутного законотворческого потока.
|
: |