АВТОРСКАЯ АННОТАЦИЯ
В книге раскрывается история информационного консалтинга в политических кампаниях, исследуются практика применения различных политико-коммуникационных технологий (методов исследования конкуренктов, проведения фокус групп, спичрайтинга, создания телевизионной политической рекламы и др.), а также становление корпоративного самосознания.
Для практикующих консультантов, политологов-теоретиков, студентов и аспирантов, а также для тех, кто хочет понять, как в действительности проходят выборы в современном обществе
РЕЦЕНЗИЯ
Объем доступной российскому читателю печатной продукции, освещающей прикладные аспекты электорального процесса, сегодня постепенно расширяется. На книжном рынке начинают появляться интересные работы по проблемам «паблик рилейшнз», избирательных технологий, политической коммуникации в целом. Однако при всем богатстве выбора настоящее издание имеет серьезную возможность не затеряться в сонме родственных ему публикаций и найти свою аудиторию.
Как известно, политическое консультирование долгое время составляло теневую, скрытую от общественности сторону политических кампаний. Лицевая сторона процесса обычно представлена заявлениями, выступлениями, поездками и прочими акциями партийных лидеров, депутатов, кандидатов на различные выборные должности. А за спинами публичных политиков всегда стоят люди, обеспечивающие подготовку и проведение кампаний своим талантом, интеллектом, организаторскими способностями, знанием новейших коммуникационных технологий. Этих-то «певцов за сценой» и помещает в центр читательского внимания предлагаемая работа. Книгу отличают широта и системность подхода, опора на исторический опыт и реалии информационного общества, разумная критичность и способность честно сказать о трудностях и рисках профессии, но главное — энтузиазм и искренняя убежденность в благотворном воздействии политконсалтинга на демократический политический процесс.
Появление переводного учебно-энциклопедического издания «Справочник по политическому консультированию» заполняет существенную лакуну в массиве прикладных политологических разработок. Имеющиеся по этой проблематике труды отечественных авторов при многих своих достоинствах часто отмечены двумя крайностями: первая — избыточный академизм и психологизм, игнорирование собственно политической природы консалтинга, оторванность от «зеленеющего дерева жизни»; вторая — узкий практицизм, зашоренность на чисто технических аспектах электорального процесса.
Предлагаемое издание счастливо миновало обе крайности. Оно подготовлено практиками — социологами, юристами, рекламистами, специалистами по прямой почтовой рассылке, телефонному политическому маркетингу, фонд-райзингу и т.д. В то же время авторы не предлагают читателю никакого схематизированного методического пособия. Они погружают его в соревновательный политический процесс, протекающий не вообще, а в определенном месте и времени, имеющий массу конкретно-исторических, национально или регионально окрашенных примет. Достаточно упомянуть в качестве примера описываемую в книге специфику политического процесса в Диксиленде (таково известное нам из истории джаза общее название южных штатов США), функционирования несуществующих пока у нас комитетов политических действий или использования так называемых мягких денег (soft money). В работе содержатся описание и анализ интереснейших политических ситуаций, конкретных случаев и прецедентов принятия решений, использования новейших коммуникационных технологий. Представительный авторский коллектив включает как «монстров» политконсалтинга, так и его молодое поколение, как консультантов-универсалов, так и профильных специалистов — спичрайтеров, медиа-баеров, спиндокторов.
Описывающая преимущественно американский опыт, книга безусловно будет интересна и российским читателям. За исключением нескольких сугубо американских реалий (например, специфики электорального поведения афро-американцев или активизации политического участия испаноговорящих граждан США), книга рассматривает общие проблемы, направления, условия консультационной деятельности — нормативно-правовую регламентацию, финансирование, способы исследования электорального рынка, использования СМИ и Интернета, структуризации консалтинга как профессионального сообщества, становление корпоративного самосознания, философии и этики. По сути дела, этот коллективный труд представляет собой удачный элемент PR-кампании по установлению взаимопонимания между консалтинговыми структурами и общественностью, усилению позитивной составляющей имиджа политконсультанта, преодолению укоренившихся в общественном сознании стереотипных представлений о консалтинге как дорогостоящем и мало полезном для целей демократии ремесле.
Российское сообщество политических консультантов пока что делает очень мало для создания и продвижения собственною позитивного имиджа. Отечественные специалисты, похоже, смирились с такими прозвищами, как «черные пиарщики», «информационные киллеры», «жмейкеры». Уровень профессионализма многих наших консультантов-практиков действительно невысок. Это является одной из причин того, что, пробиваясь к своим целям, консультанты зачастую не гнушаются «грязных», откровенно манипулятивных технологий. Конечно, любое управление, тем более управление избирательной кампанией, содержит элемент манипуляции. И проблема состоит не в том, чтобы ликвидировать любое манипулирование. Цель цивилизованного консультирования —демократизация политического процесса, сокращение дистанции между политиками и избирателями, освоение высокоэффективных технологий, не затрудняющих, а облегчающих гражданам возможность реального выбора.
Знакомство с предлагаемым изданием — ценное подспорье в этом нелегком деле. Книга окажется полезной для практикующих консультантов, политологов-теоретиков, студентов и аспирантов, специализирующихся в области политического менеджмента и электоральных технологий. А также для всех, кому важно понимать суть происходящих в современном обществе политико-управленческих процессов.
«Справочник по политическому консультированию» выходит в серии «Современные консалтинговые технологии», издаваемой Консалтинговой группой «ИМИДЖ-Контакт». Серия включает переводы известных зарубежных авторов и работы отечественных специалистов в области паблик рилейшнз, маркетинга и политического консультиррования.
А. П. Ситников, доктор психологических наук,
профессор, президент Консалтинговой группы «ИМИДЖ- Контакт»,
Е. Г. Морозова, доктор политических наук,
профессор кафедры политологии и политического управления
Российской академии государственной службы при Президенте РФ
МНЕНИЕ ИЗБЫ
В отличие от множевства другой переводной литературы, касающейся выборов, Справочник по политическому консультированию проф. Д. Перлматтера носит подчеркнуто прикладной характер, откровенно раскрывая кухню избирательного процесса в США. Несмотря на устоявшееся мнение (во многом справедливое), что в российских условяих далеко не все американские избирательные технологии применимы, тем не менее при внимательном ознакомления с опытом американских коллег признаешь, что эта "неприменимость" часто вызвана нашим техническим и технологическим отставанием. В частности, становится понятно, что широко используемые за рубежом технологии телефонной агитации не идут у нас из-за неразвитости отечественных телефонных сетей, что российский директ-майл в избирательных кампаниях буксует из-за недоступности электронных адресных баз, и т.д., и что эти отставания - явление временное, скоро мы подобные недостатки преодолеем, и тот, кто первым освоит телефонные и почтовые технологии агитации по американским рецептам, будет иметь неоспоримые преимущества на выборах.
ИЗБАСС рекомендует коллегам Справочник Д.Перматтера к изучению и от имени политтехнологов ассоциации благодарит Консалтинговую группу "ИМИДЖ-Контакт" за издание столь полезного пособия.
|